ООД «Волшебная скрипка»

ООД «Волшебная скрипка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка»
городского округа Ступино Московской области

 

Организованная образовательная деятельность: ознакомление с окружающим миром

 «Волшебная скрипка»

(познавательное и художественно-эстетическое развитие)

 

Подготовительная к школе группа №7 «Говорушки»

компенсирующей направленности для детей с ТНР

 

 

Воспитатель:

Ковригина Светлана Николаевна

высшая квалификационная категория

 

Ступино, 13 марта 2019г.

Организованная образовательная деятельность: ознакомление с окружающим миром

 «Волшебная скрипка»

(познавательное и художественно-эстетическое развитие)

 

Цель: воспитывать в детях живой интерес к миру музыки и в увлекательной форме познакомить  со струнным музыкальным инструментом — скрипкой.

         

          Задачи:

Образовательные:

— познакомить детей со струнным музыкальным инструментом – скрипкой, его историческим происхождением, звучанием, устройством;

— обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, слуха, музыкальной памяти;

— систематизировать и закреплять знания детей о других музыкальных инструментах;

— обогащать словарный запас и активизировать речь детей;

— формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

Развивающие:

— развивать познавательный интерес  детей, расширять представления о классической музыке;

— способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, внимания, воображения и фантазии;

— развивать эмоциональную сферу детей, их творческий потенциал;

— развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

— приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать любовь к  классической музыке;

— способствовать сплочению детского коллектива, развитию дружеских взаимоотношений, навыков общения и взаимодействия в совместной деятельности;

— содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников.

          Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

          Методы и приемы:

  • словесные методы (беседа, вопросы, объяснение, стихотворения, загадки);
  • наглядные методы (рассматривание демонстрационных пособий, схемы, иллюстраций и предметов);
  • практические методы (музыкальные игры, упражнения, игра-имитация);
  • проблемно-поисковые методы;
  • игровой метод (игровая мотивация, дидактическая и подвижная игры);
  • пальчиковая гимнастика;
  • ИКТ-технология (музыкальные фрагменты, видеоролик с концерта, презентация).

           Материалы и оборудование: ноутбук, презентация «История появления скрипки», скрипка, музыкальные инструменты, схема скрипки.

           Словарь: струнный инструмент, оркестр, скрипач, фидель, ребек, рабаб, виртуоз, дека, гриф, смычок.

          Предварительная работа:

          — чтение художественной литературы (стихотворений, сказки о скрипке)

— беседа «Чем запомнился концерт для мам?»

 рассматривание информационного альбома «Как устроена скрипка», схемы скрипки

— дидактические игры  «Собери картинку и назови инструмент», «Узнай, какой инструмент звучит», «Расскажи»

— сюжетно-ролевые игры «Веселый оркестр», «Музыкальный магазин»

— экскурсии с родителями в музыкальную школу, на концерты

          Ход занятия

  1. Предварительная часть (организационный момент)

          Воспитатель: Ребята, я знаю, что   вас очень заинтересовало выступление Кашириной Ани на праздничном концерте для наших мам и у многих появились к ней вопросы. Сегодня на нашем занятии мы с Анечкой постараемся ответить на все ваши вопросы и познакомим вас с очень интересным, необычным и мелодичным музыкальным инструментом – скрипкой, которую неслучайно называют королевой всех музыкальных инструментов.

Воспитатель: Скрипка играет в оркестре. Давайте и мы изобразим оркестр.

 

          «Оркестр»

Наши пальчики – артисты:            (Сжимать и разжимать пальцы обеих рук)

Пианисты, баянисты,                    (Пальцы обеих рук выполняют движения,

Скрипачи и трубачи,                     соответствующие игре на перечисленных

Гитаристы, гармонисты, —            музыкальных инструментах)

Все хорошие артисты                  (Поочередное соединение всех пальцев с большим)

Музыканты хоть куда,                 (То же в обратном порядке)

Веселят народ всегда!                  (Хлопать в ладоши)

 

  1. Вступительная часть (игровая мотивация)

          Воспитатель: послушайте и отгадайте загадку.

В симфоническом оркестре

её голос самый главный,

Самый нежный и певучий,

коль смычком проводишь плавно.

Голос трепетный,

высокий узнаём мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята,

инструмент волшебный … .

                               (Скрипка)

 

Воспитатель: Давайте поближе познакомимся с этим замечательным инструментом. В загадке скрипку называют волшебным инструментом. Как вы думаете, почему? (ответы детей) Давайте попросим Аню сыграть на скрипке, и послушаем,  как она звучит.

Аня читает стихотворение.

То, что слову не дается,
Пусть без слов расскажут звуки.
Взять мне скрипку остается,
Взять смычок и скрипку в руки.
В скрипке громы раздаются,
Скрипка сердце рвет на части.
Если струны не порвутся,
Я сыграю вам о счастье.

Каширина Аня исполняет музыкальный фрагмент на скрипке.      

 

Воспитатель: Спасибо тебе Аня. Ребята, скажите, на что похож голос скрипки? Какие звуки она вам напоминает? (ответы детей)

 

Волшебница скрипка, люблю голос твой,
Он плачет, смеётся, ты пой скрипка, пой!
О солнце, о ветре, о доме вдали,
О том, как далёко плывут корабли,
О том, как голубка гнездо своё вьёт,
О том, что волна нам на берег прибьёт.
В тебе ветра голос, в тебе солнца свет,
В тебе правды сказка и на вопросы ответ.
Как мир молода ты, как мир ты стара,
Тебя слушать буду с утра до утра.

 

  1. Основная часть

          Воспитатель: Скрипка, ребята, это струнный музыкальный инструмент. Как же появились эти инструменты? (ответы детей)

Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. И люди решили использовать  струны в инструментах. Так появились струнные музыкальные инструменты.

Воспитатель: А теперь садитесь по-удобнее, и я расскажу вам историю появления скрипки.

 

Показ презентации «История появления скрипки»

Слайд 2. Удивительный и уникальный инструмент скрипка. Веками сопровождала она человека на его жизненном пути, горевала и радовалась вместе с ним, удивлялась красоте окружающего мира, пела о любви и благородстве.

Слайд 3. Скрипка один из наиболее распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Богатство, выразительность и теплота ее музыкального голоса, а также огромные исполнительские возможности позволяют ей принимать участие и в симфоническом оркестре, и в сольной исполнительской практике. Загадочен путь скрипки к своему современному виду, к звучанию которого все уже привыкли. Предположительно, первые смычковые инструменты зародились ещё в Индии в доисторические времена.

Слайд 4. Ближе к началу нашей эры они стали известными в некоторых частях средневековой Европы. Первые прародители скрипки фидель и ребек. Они ещё совсем далеки от вида современной скрипки, похожи на коротеньких толстячков с толстой шейкой и пузатым корпусом. Фидель был похож формой на грушу. Ребек был похож на него своим таким же грушевидным корпусом, так что его часто тоже звали фиделем. Количество струн было от 2 до 5, и на обоих инструментах играли смычком, который в то время не был известен в Европе. Смычки имели дугообразную форму со свободным креплением конского волоса. Некоторые исследователи утверждают, что предком скрипки можно считать другой восточный инструмент рабаб – ведь у него тоже есть струны и смычок. Во время игры инструмент держали в вертикальном положении, опирая на колено.
Эти восточные инструменты так полюбили в Европе, что без них не обходились ни народные, ни церковные, ни придворные музыканты.
История донесла до наших дней название еще одного из предполагаемых предков этого удивительного инструмента. Им принято считать лиру. Внешние контуры и звучание лиры легли в основу появления двух разноплановых, но всё — же родственных музыкальных смычковых инструментов (скрипки и виолончели).

Слайд 5. Итальянцы во все времена славились своей музыкальностью, и не секрет, что самые известные и дорогие скрипки делались именно в Италии. Такие имена итальянских скрипичных мастеров, как Страдивари, Гварнери известны всему миру. Именно они сформировали внешний вид и звучания современной скрипки.

А другой мастер Андреа Амати явился тем мастером, который отработал основные техники изготовления скрипки, впоследствии доведенные до совершенства его учениками. Также он известен своей исключительной работоспособностью. Исследователи считают, что за всю свою жизнь он сделал больше скрипок, чем его ученики вместе взятые.

Слайд 6. Изначально инструмент был предназначен для одноголосной игры и на нем играли великие виртуозы игры на скрипке. Но со временем мастера поняли, что одноголосие для скрипки, слишком малая часть по сравнению с тем, что на самом деле может исполнять этот инструмент в оркестре с другими инструментами. Благодаря этим музыкантам и ещё некоторыми композиторами искусство игры на скрипке приобрело мировую популярность.

Лучше всех на скрипке играл Николо Паганини. Он жил очень давно. У этого человека был необычайно развит музыкальный слух. У него были необыкновенно гибкие пальцы.

Слайды 7-8. В наше время тоже есть замечательные скрипачи: Л. Коган, Д. Ойстрах, во всем мире известен ансамбль скрипачей «Виртуозы Москвы».

 

Воспитатель: Давайте же послушаем, как звучит скрипка в оркестре.

          Прослушивание музыкального отрывка «Первый концерт» П.И. Чайковского для скрипки с оркестром.

          Воспитатель: Может быть, когда вы вырастете, кто-нибудь из вас тоже научится играть на скрипке и станет известным скрипачом-виртуозом. Знаете, кто такой виртуоз? (ответы детей) Это тот, кто лучше всех, в совершенстве умеет играть на инструменте. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и сыграть в игру «Музыканты-виртуозы».

 

          Подвижная  игра «Музыканты-виртуозы» (имитация игры на музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение)

 

Воспитатель: Как же устроена скрипка. Давайте попросим Аню нам рассказать, а я ей буду помогать.

Посмотрите, как красива скрипка. У нее прекрасная «фигура» — корпус с длинной изящной шейкой, которая оканчивается головкой с колками. (педагог рассматривает с детьми скрипку)

Верхняя часть корпуса называется декой, на ней прорези — эфы. Маленькая палочка, соединяющая обе деки, называется душкой. Это — душа скрипки. У скрипки четыре струны. Они находятся на грифе. Если провести смычком по струнам, можно услышать необыкновенный звук. Звук из скрипки извлекают с помощью смычка, на котором натянут конский волос.     Скрипку изготавливают из дерева, преимущественно из клена. Покрывают несколькими слоями лака. Это очень долгий и трудоемкий процесс. На звук скрипки влияет все: ее размер, форма корпуса, дерево из которого она сделана и даже качество лака, которым покрываются детали.

 

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поиграть еще в одну игру, которая называется «Отгадай, какой инструмент звучит».

Дидактическая игра «Отгадай, какой инструмент звучит»

  1. Заключительная часть

          Воспитатель: Молодцы, ребята.

Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня вы познакомились со струнным инструментом — скрипкой, с историей ее появления, узнали об ее устройстве, прослушали музыкальные фрагменты в исполнении скрипки.

Я очень надеюсь, что вам было интересно, и мы с Аней ответили на все ваши вопросы.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *