ООД «Мороз и заяц»

ООД «Мороз и заяц»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка»
городского округа Ступино Московской области

 

Организованная образовательная деятельность

 Развитие речи: пересказ русской народной сказки

 «Мороз и заяц»

(речевое развитие)

подготовительная к школе  группа № 7

компенсирующей направленности для детей с ТНР


                                                Воспитатель:    Ковригина С. Н.

высшая квалификационная категория

 

Ступино, 18 декабря 2018 г.

 

Развитие речи: пересказ русской народной сказки  «Мороз и заяц»

Подготовительная к школе группа

 

Цель: учить детей пересказывать сказку близко к тексту.

 

Задачи: 

— продолжать формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, пересказывать сказку близко к тексту;

— развивать умение инсценировать сказку, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, голос);

— закреплять знания детей о зимних явлениях и жизни диких животных в зимний период;

— совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, образовывать сложноподчиненные предложения;

— учить детей отвечать полными ответами на вопросы по содержанию сказки;

— развивать интонационную выразительность речи;

— развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь;

— развивать общую, мелкую и речевую моторику;

— воспитывать любовь к русским народным сказкам;

— развивать умение детей осмысливать характеры и поступки персонажей;

— воспитывать  нормы нравственного поведения, навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развтие, физическое развитие.

 

Обогащение и активизация словаря: поземка, одолеть, «биться об заклад», «прыгать во всю прыть», «лютовать», «чертогоном носиться».

 

Материалы и оборудование: сюрпризная коробка, игрушка зайца, шапочка зайца, шапка Мороза, иллюстрации зимы, зимних явлений, животных в зимнем лесу.

         

Предварительная работа: беседа о зиме, работа по лексическим темам «Зима», «Дикие животные зимой», чтение книг новогодней тематики и о животных, беседа «Какие бывают сказки», дидактические игры «Когда это бывает», «Хорошо-плохо», «Семья животных», «Зоолото».

 

ХОД занятия

 

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята. Посмотрите, что это за загадочная коробка у нас в группе? Очень  трудно догадаться, что в коробочке внутри, если очень интересно, ты открой и посмотри.  Но чтобы ее отрыть, нужно отгадать загадки. Вы готовы мне помочь? (ответы детей)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.  (зима)

Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (снег)

В белом бархате деревня —
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет.  (иней)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.  (мороз)

Снег от холода стал синий,

На деревьях — белый иней.

Даже Бобик прячет нос,

Ведь на улице… (мороз)

 

Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы… (вьюга)

 

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние… (метели)

 

Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы? (поземка)

 

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем, изобразим мороз, вьюгу.

 Упражнение «Мороз»

Вышел на просторы погулять мороз.

               («Топ-топ! Чап-чап!» — 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.)

Белые узоры в косах у берёз.

               («У!» — короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.)

Снежные тропинки, голые кусты.

               («Ш…» — потирая ладони друг о друга.)

Падают снежинки тихо с высоты.

               («П.!.. П.!..» — постепенно опуская руки вниз.)

В белые метели, утром до зари,

В рощу прилетели стайкой снегири.

               (Прижать руки к груди и, произнося «Фр-р-р…», резко разводить их в стороны.)

Дыхательное упражнение «Вьюга»

По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу – «Сильная вьюга», дети громко произносят: У-У-У. По сигналу «Вьюга затихает», дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» — замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движением руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.

 

  1. Основная часть

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. Давайте откроем коробку. Ой, сдесь кто-то прячется! (из коробки достают игрушечного зайца). Что заяц делает в коробке? (ответы детей) Я думаю это заяц из сказки, и он заблудился. Мы с вами изображали вьюгу, и наверное, замели все дорожки. Как же помочь зайцу отыскать свою сказку (ответы детей) Давайте попробуем?

Беседа

Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных)

Кто является героями сказок о животных? (звери, птицы, рыбы, насекомые и другие животные)

Что необычного происходит в этих сказках? (звери разговаривают, носят одежду, имеют разный характер, совершают разные поступки, живут в домах и др.)

Какие сказки про зайца вы знаете? (ответы детей)

 

Давайте изобразим зайцев      Пальчиковая гимнастика «Заяц»

 

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? (ответ детей — зима)

А какая погода бывает зимой? (ответы детей) А мороз зимой бывает? (ответы детей). Что делает мороз, как можно сказать? (ответы детей) Как вы думаете, легко ли зайцу бывает зимой и почему? (ответы детей)

А я вам сейчас расскажу сказку о том, как Мороз с зайцем повстречались. В сказке вам встретятся новые слова и выражения: «одолеть», «биться об заклад», «прыгать во всю прыть», «лютовать», «чертогоном носиться». Как вы их понимаете? (если дети испытывают затруднения, воспитатель объясняет значение этих слов)

 

Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.

Мороз расхвастался:

—Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

—Не хвастай, Мороз, не одолеешь! — говорит заяц.

—Нет, одолею!                           

—Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

—Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

—Давай, — согласился заяц.

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да приговаривает:

Зайцу тепло, зайцу жарко! Греет, горит — Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать.

Отступился Мороз от зайца:

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

 

Беседа по содержанию сказки

– Кого встретил Мороз в лесу?

– Чем хвастался Мороз?

– Удалось Морозу заморозить зайца? Почему?

– Что подарил Мороз зайцу?

– Почему зайцы ходят в белых шубках только зимой?

 

Воспитатель:  Ребята, а давайте мы  с вами поиграем в игру «Закончи предложения»? (воспитатель начинает фразу, а дети её заканчивают)

1) Зайцу было жарко в мороз, потому что…

2) Мороз подарил зайцу белую шубку, потому что…

3) Кора на деревьях лопается, пни трещат, потому что…

4) Морозу не удалось заморозить зайца, потому что…

 

Воспитатель: а теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка «Ледяные фигуры»

 

Снегом заметает всё                   (Дети идут врассыпную,

Ветер ледяной,                                вращая кулачками перед грудью.)

В круговерти кружимся

Даже мы с тобой.                        (Кружатся на месте.)

А мороз ударит как —               (Сжимают пальцы в кулак и разводят

Все скуёт на раз.                                    руки в стороны. На слово «как»

                                                      Ударяют кулаками друг о друга.)

И фигурой ледяной                     (Качают головой из стороны

Станем мы сейчас.                                          в сторону, руки на поясе.)

Мороз ударил — раз!

Мороз ударил — два!

Мороз ударил — три!                  (Хлопают в ладоши (3 раза).)

Ледяная фигура замри!                (Принимаютразличные позы.)

Ведущий говорит: «Солнце припекает, ледяные фигуры тают».

 

Воспитатель:   Вот и в сказке Мороз пытался заморозить зайца, но у него ничего не получилось. Ребята, а вам сказка понравилась? Скажите, кто вам понравился из персонажей сказки и почему? (ответы детей) Давайте заглянем в коробку, может там еще что-то есть? (воспитатель достает  шапочку зайца и шапку Мороза) Предлагаю обыграть сказку «Мороз и заяц». Выберем главных героев. Но чтобы наши герои были выразительными и были похожи на зайца и Мороза, давайте еще раз послушаем сказку.

 

Воспитатель читает сказку «Мороз и заяц» с установкой на пересказ.

 

Игра-инсценировка по сказке (проводится с парой детей 2-3 раза)

 

Воспитатель:  молодцы, ребята, справились со своими ролями. Может быть кто-нибудь хочет рассказать сказку целиком? Кто попробует? (заслушивают 2-3 ребенка)

 

  1. Итог занятия

Воспитатель: Как вы думаете, сможет теперь наш заяц найти свою сказку? Чем мы сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего?

Какие новые слова и выражения вы узнали, что они обозначают?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *