ООД «Осенние приметы»

ООД «Осенние приметы»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Цент развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка»
городского округа Ступино Московской области

 

Конспект организованной образовательной деятельности

«Осенние приметы»

 Образовательная область «Познавательное развитие»

(старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

 Воспитатель:

Ковригина  Светлана Николаевна

высшая квалификационная категория    

 

Ступино, 2018г.

Основная образовательная область «Познавательное развитие»

Интегрированное занятие «Осенние приметы»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе.

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (ПР), речевое развитие (РР), социально-коммуникативное развитие (СКР),  художественно-эстетическое развитие (ХЭР), физическое развитие (ФР).

 Программные задачи:

Воспитательные:

 воспитывать культуру и коммуникативные качества личности ребенка в общении со сверстниками и взрослыми (СКР);

— воспитывать эмоционально-волевые качества личности (сопереживание, взаимопомощь, целеустремленность и самостоятельность) (СКР);

Образовательные:

— закрепить представления детей о приметах осени, названия осенних месяцев (ПР);

— учить определять и называть листья различных пород деревьев, соотносить их со своим деревом (ПР);

—  формировать целостную картину мира, расширять кругозор (ПР);

— обогащать и активизировать словарь по лексическим темам «Осень», «Деревья» (РР);

— учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные (РР).

Развивающие:

— развивать познавательный интерес, умение делать самостоятельные выводы  (ПР);

— развивать логическое мышление, внимание, память (ПР);

— развивать умение   обследовать   листья деревьев,   используя   зрительные и тактильные    анализаторы (ПР);

— развивать связную речь (РР);

— развивать эстетический вкус на примере художественных, литературных и музыкальных произведений  (ХЭР);

— вызвать положительный эмоциональный отклик на красоту осенней  природы (ФР);

— развивать двигательную координацию, контроль за своими действиями (ФР);

— развивать общую и мелкую моторику (ФР).

Словарь:  «осеннее убранство», «осенняя палитра», «золотой», «багряный», «разноцветная», «березовый», «дубовый», «рябиновый», «кленовый», «липовый», «листопад», «подстилка».

Методы и приемы, используемые на занятии:

 

словесные методы: объяснение, разъяснение, описание, беседа, вопросы, художественное слово (стихотворения);

— наглядные методы: иллюстративный и предметный материал, ИКТ;

— проблемно-поисковые: исследовательский, проблемный, эвристический,  загадки;

— игровые методы и приемы (дидактические игры и упражнения);

— методы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая;

— методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (проблемные ситуации, сюрпризный момент, поощрение, похвала);

— приемы ТРИЗ и РТВ (сравнение «хорошо-плохо», мозговой штурм);

— методика безкнижного обучения и психомоторного раскрепощения В.Ф. Базарного (использование коромысел с изображением разных деревьев, свободного перемещения по  групповому пространству, смена разных видов деятельности);

— упражнения на развитие общей и мелкой моторики, на согласование речи и движений (речевая разминка, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательные упражнения).

 

Совместная деятельность детей и взрослых (предварительная работа):

  1. Наблюдения в природе за осенними изменениями.
  2. Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, разгадывание загадок по лексическим темам «Осень», « Деревья».
  3. Рассматривание гербариев из листьев, осенних иллюстраций, репродукций картин русских художников «Осень золотая», «Осень в лесу».
  4. Разучивание речевых разминок, артикуляционных упражнений, пальчиковых и дыхательных гимнастик по лексической теме «Осень».
  5. Занятия по изодеятельности: рисование «Осень», аппликация «Ковер из листьев», поделки из природного материала «Осенняя выставка».
  6. Работа с кругами Луллия (д/и «Кто где живет?», д/и «Отгадай, чей домик»).
  7. Д/и «С чьей ветки детки?», «Опиши», «Назови».

 

Материалы:

— коромысла с иллюстрациями деревьев (береза, дуб, рябина, клен, липа);

— осенние листья по количеству детей;

— мнемокарточки с приметами осени, мнемодорожка для подведения итога;

— ноутбук с пейзажами осенней природы, музыкальная фонограмма;

— корзинка, игрушка ежика.

Ход занятия

 

  1. Подготовительная часть: организационный момент

 

Воспитатель: ребята, подойдите ко мне. К нам на занятие пришла гостья, давайте с ней поздороваемся. А теперь встаньте полукругом и повторяйте за мной. (Дети встают полукругом на ковре.)

 

  • Речевая и пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»

 

Здравствуй, солнце золотое!         Дети пальцами правой руки по очереди                 

Здравствуй, небо голубое!               «здороваются» с пальцами левой,

Здравствуй, вольный ветерок!         похлопывая друг друга кончиками,

Здравствуй, маленький дубок!         начиная с больших пальцев,

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!                  Переплетают пальцы «замочком» и

                                                                 поднимают руки над головой.

 

  • Эмоциональная разминка.

 

Воспитатель: Вот и настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что все мы сегодня здесь, все вместе. Мы спокойны и добры. Мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

 

  1. Вступительная часть

 

Воспитатель: ребята, вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам одну из них. Вы ее послушайте, и кто догадается о ком или о чем она поднимет руку и скажет.

 

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

Пусты поля,  мокнет земля,

Дожди поливают.

Когда это бывает?

Дни стали короче

Длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?  (ответы детей)

Правильно, эта загадка про осень.

 

  • Беседа.

Какое сейчас время года? Как вы об этом догадались? Какие осенние месяцы вы знаете? Давайте вспомним, чем осень отличается от других времен года, и назовем ее приметы? А помогут нам в этом мнемокарточки. (воспитатель показывает детям мнемокарточки, а дети называют приметы осени):

— солнце светит, но перестает греть,

— небо серое, закрыто тучами, идут холодные дожди;

— на улице становится холоднее;

— день становится короче, а ночь длиннее;

— листья на деревьях меняют свой цвет и опадают;

— перелетные птицы улетают на юг;

— цветы вянут, трава вянет и желтеет;

— прячутся насекомые;

— звери готовятся к зиме (меняют шубку, делают запасы, ищут место для зимней спячки);

— люди одевают теплую одежду, собирают урожай.

Воспитатель: молодцы, сколько примет назвали.

 

В золотой карете, что с конем игривым

          Проскакала осень по лесам и нивам.

          Добрая волшебница все переиначила,

          Желто-красным цветом землю разукрасила.

 

А как вы думаете, осень это хорошо или плохо? Объясните почему?

 

  • Д/у «Хорошо – плохо» (ответы детей)

 

  1. Основная часть

 

Воспитатель: сколько у осени разных примет! А хотите поближе познакомиться с этим замечательным временем года? (ответы детей). Садитесь на стульчики. (дети садятся на стульчики перед ноутбуком)

Многие писатели, художники, поэты и композиторы посвящали этому времени года свои лучшие произведения. И их всех вдохновляло красивое осеннее убранство деревьев. А вы знаете, что обозначает слово «Убранство»? Убранство — это яркий разноцветный наряд на деревьях. А художники говорят «Осенняя палитра». Давайте посмотрим, в какие цвета окрашиваются листья на деревьях осенью.

 

  • ИКТ:

(дети просматривают слайды осенних пейзажей с музыкальной фонограммой. Воспитатель по ходу задает вопросы о цвете листьев и уточняет цвет: золотой, оранжевый, багряный, коричневый и т.д.)

 

Воспитатель: вы обратили внимание на то, какая яркая разноцветная листва на деревьях. У каждого дерева свои листья и свой цвет, своя форма и размер. Вот она какая, осень-волшебница:

 

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:

          Пожелтел орешник, и зарделись клены,

          В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

          Утешает осень: «Не жалейте лето,

          Посмотрите, роща золотом одета!»

 

Я для вас собрала целую корзину осенних листьев. Давайте с ними поиграем. Выходите на ковер. (дети встают на ковре врассыпную, воспитатель раздает осенние листья)

 

  • Физкультминутка «Мы листики осенние»

 

Мы листики осенние,      (Плавное покачивание руками вверху над     головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.                     (Руки в стороны, покачивание руками.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.                        (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.     (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели                       (Покружились.)

И на землю снова сели.                    (Присели.)

 

Воспитатель: ребята, а вы заметили, что листочки то у вас все разные. Рассмотрите свои листочки. Какой они формы, цвета, строения? С какого они дерева? (индивидуальные ответы детей: с березы, с дуба, с рябины, с липы, с клена, дубовый, рябиновый, липовый, кленовый, березовый).

 

  • Д/и «С какого дерева листок?», «Назови какой листок»

 

Воспитатель: хорошо. На наших коромыслах нарисованы разные деревья. Назовите их. (ответы детей) Давайте поможем каждому листочку найти свое деревце. Летите листочки к своему деревцу. (дети с листочками подбегают к картинке со своим деревом)

Давайте проверим никто не ошибся. Молодцы ребята. А теперь возьмите свой листочек за ниточку, вот так. И давайте подуем на них. Губки сложите трубочкой, щеки постарайтесь не надувать.

 

  • Дыхательные упражнения с листьями (с разной силой воздушной струи)

 

Воспитатель: стих ветер. А как называется такое явление в природе, когда листья отрываются от ветки, и летят по ветру? (ответы детей) Правильно, листопад. Давайте и мы устроим в группе листопад. (дети бросают листья на ковер) Смотрите какой красивый осенний ковер из листьев у нас получился. А сейчас присядьте на стульчики. (дети садятся)

Осенью очень много опавших листьев. Как вы думаете, куда они деваются? Для чего они нужны, и как их можно использовать? (ответы детей):

— они удобряют землю, укрывают землю от заморозков осенью;

— служат подстилкой и одеялом в норках и берлогах лесных обитателей;

— люди украшают ими свой дом, делают букеты, гербарии, поделки, аппликации.

 

  1. Заключительная часть

 

Воспитатель: ребята, я слышу какой-то шорох из корзинки. (воспитатель подходит к корзинке и достает из нее ежика) Ребята, кто это? Откуда он появился, и как  забрался в корзинку? Ежик это домашнее или дикое животное? Где он живет? (ответы детей) Что же нам делать? Как помочь ежику добраться домой, ведь ему нужно готовиться к зимней спячке? (ответы детей)

Давайте положим ежика обратно в корзинку и укроем осенними листьями, как одеяльцем. Под ним ежик заснет, а потом я его отнесу обратно в лес на то место, где собирала осенние листья. (дети делают ежику подстилку из осенних листьев, воспитатель кладет ежика в корзинку, дети накладывают листья сверху)

Какая замечательная постелька получилась у нашего ежика. Я думаю, с такой подстилкой он беззаботно проспит всю зиму. А пока ежик засыпает, давайте вспомним, о каком времени года мы сегодня говорили?

 

Подведение итога занятия (с помощью мнемодорожки):

— что вам понравилось и запомнилось на занятии;

— с какими новыми словами вы сегодня познакомились;

— чем мы занимались, в какие игры играли?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *