ООД «Подсказки снеговика»

ООД «Подсказки снеговика»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
цент развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка»
городского округа Ступино Московской области

 

Конспект организованной образовательной деятельности

«Подсказки снеговика»

Образовательная область «Познавательное развитие»

(старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Воспитатель:

Ковригина  Светлана Николаевна

высшая квалификационная категория    

Ступино 2020 г.

Основная образовательная область «Познавательное развитие»

Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности «Подсказки снеговика»

Цель: продолжать формировать познавательную активность детей в процессе проведения исследовательской и опытнической деятельности.

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (ПР), речевое развитие (РР), социально-коммуникативное развитие (СКР),  физическое развитие (ФР), художественно-эстетическое развитие (ХЭР).

 Программные задачи:

Образовательные:

— закреплять представления детей о разнообразных свойствах снега (ПР);

— подвести детей к пониманию, что свойства снега могут меняться в зависимости от температурных условий (ПР);

— закрепить представления детей о приметах зимы, названия зимних месяцев (ПР);

—  формировать целостную картину мира, расширять кругозор (ПР);

— активизировать и обогащать словарь детей (РР);

— учить детей отвечать полными ответами, развивать связную речь (РР).

Воспитательные:

 воспитывать культуру и коммуникативные качества личности ребенка в общении со сверстниками и взрослыми (СКР);

— воспитывать эмоционально-волевые качества личности (самостоятельность, целеустремленность, взаимопомощь) (СКР);

— воспитывать у детей чувство уважения к старшим и сверстникам (СКР).

Развивающие:

— развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы (ПР);

— развивать воображение, внимание, память (ПР);

— развивать двигательную координацию, контроль за своими действиями (ФР);

— развивать общую и мелкую моторику (ФР);

— развивать эстетический вкус на примере литературных текстов  (ХЭР).

 

Словарь:  «метель», «вьюга», «белый», «холодный», «легкий», «невесомый», «непрозрачный», «рассыпчатый», «скрипучий», «серебристый», «сверкающий», «колючий», «блестящий», «пушистый», «новый», «свежий», «тяжелый», «липкий», «рыхлый», «температура».

 

Методы и приемы, используемые на занятии:

словесные методы: объяснение, разъяснение, описание, беседа, вопросы, художественное слово;

— наглядные методы: иллюстративный и предметный материал, ИКТ;

— проблемно-поисковые: исследовательский, проблемный, эвристический,  загадки;

— игровые методы и приемы (дидактические игры и упражнения, карточки-подсказки);

— практические: проведение опытов;

— методы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая;

— методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (проблемные ситуации, игровая мотивация, поощрение, похвала);

— приемы ТРИЗ и РТВ (сравнение «Хорошо-плохо», «Системный оператор», мозговой штурм);

— методика бескнижного обучения и психомоторного раскрепощения В.Ф. Базарного (использование коромысел с мнемотаблицами «Зимние приметы», свободного перемещения по  групповому пространству, смена разных видов деятельности);

— упражнения на развитие общей и мелкой моторики, на согласование речи и движений (речевая разминка, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз).

 

Совместная деятельность детей и взрослых (предварительная работа):

  1. Наблюдения за зимними изменениями в природе, определение свойств снега в разную погоду, рассматривание снежинок, наблюдение за снегопадом.
  2. Проведение опытов со снегом, водой, льдом в группе.
  3. Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, разгадывание загадок по лексическим темам «Зима», «Зимние развлечение».
  4. Трудовая и творческая деятельность на участке: расчистка дорожек, постройки из снега, лепка снежных фигур.
  5. Разучивание речевых разминок, артикуляционных упражнений, пальчиковых и дыхательных гимнастик по лексической теме «Зима».
  6. Занятия по изодеятельности: рисование «Деревья в снегу», «Зимние забавы», «Снежинка», аппликация «Зайчик», лепка «Снеговик».
  7. Работа с кругами Луллия (д/и «Когда это бывает?», д/и «Приметы зимы»).
  8. Д/и «Хорошо-плохо» (снег, лед, метель), «Какой, какая, какие», «Назови зимние развлечения».

 

Материалы:

— коромысла с мнемотаблицами («Зимние приметы»);

— карточки-подсказки («З», снежинка, снежный комок, «Волшебный экран»);

— шарф, варежки, пенопластовый шарик;

— бумажные снежинки на ниточках по количеству детей;

— поднос, тазик, полотенце, одноразовая посуда (прозрачные стаканчики, цветные тарелки, ложки) по количеству детей;

— мультимедийный экран, презентация «Системный оператор. Снеговик».

 

Ход занятия

 

Подготовительная часть: организационный момент

Воспитатель:

 

Подходите, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки.

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!

Я пришла к вам не одна –

Гостей в группу привела!

Поздоровайтесь, ребята.          

(Дети: «Здравствуйте!»)

 

 

  • Речевая и пальчиковая гимнастика «Улыбнемся» (в кругу)

Ты да я, да мы с тобой              (сжимают и разжимают кулачки)

Дружно, весело живем,             (сжимают и разжимают кулачки)

Утром рано мы встаем,            (поочередно соединяют пальцы рук)

В детский садик мы идем.       (поочередно соединяют пальцы рук)

Любим дружно мы играть,   (поочередно загибают пальцы на руках)

Не ругаться, не кричать.       (поочередно загибают пальцы на руках)

Улыбнёмся всем скорей,                       (раскрывают ладони)

И начнётся день светлей!                   (разводят руки в стороны)

 

  1. Вступительная часть

Воспитатель: ребята, сегодня утром я пришла в детский сад и обнаружила на столе вот эти вещи (показывает шарф и рукавички). Никто из вас их не оставлял? (ответы детей: нет) Тогда может быть вы знаете чьи они? (ответы детей: не знаем) А как нам узнать, кому они принадлежат? (ответы детей: кому-то из детей)

Смотрите, кажется, в рукавичке что-то лежит. Давайте посмотрим. (воспитатель достает из рукавички карточки с картинками: буква «З», снежинка, снежный комочек, волшебный экран)

Кто-то нам оставил картинки-подсказки. Как вы думаете, может по ним мы узнаем, кому принадлежат вещи? (ответы детей)

 

Воспитатель: первая подсказка. Отгадайте загадку.

 

 

После осени пришла.
И сугробы намела.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила             И на санках прокатила.

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал?

(зима)

 

 

  • Беседа.

Правильно. Какое сейчас время года? (ответы детей: зима) Как называются зимние месяцы? (ответы детей: декабрь, январь, февраль) А вы хорошо знаете это время года? Давайте вспомним, чем зима отличается от других времен года, и назовем ее приметы? А помогут нам в этом мнемотаблицы. Подходите к нашим коромыслам (воспитатель с детьми рассматривают картинки и называют приметы зимы):

— солнце не греет,

— небо серое, закрыто тучами;

— на улице холодно;

— кругом лежит снег;

— день короткий, а ночь длинная;

— деревья стоят голые;

 — к нам прилетают зимующие птицы, для них мы вешаем кормушки;

— некоторые звери спят в укрытиях, а другие носят теплые зимние шубки;

— люди тоже носят теплую одежду, лепят снежные постройки, катаются на санках, лыжах, коньках;

— зимой бывает Новый год.

 

Воспитатель: молодцы, сколько примет назвали. А как вы думаете, зима это хорошо или плохо? Объясните почему?

  • Д/у «Хорошо – плохо»

(ответы детей: хорошо – на улице красиво, лежит снег, можно кататься на санках, лыжах, коньках, строить снежную крепость, лепить снеговика, играть в снежки; плохо – на улице холодно, нужно тепло одеваться, можно заболеть, скользко)

 

Воспитатель: А теперь отгадаем  загадку и узнаем вторую подсказку.

 

 

Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная …(снежинка)

 

 

Воспитатель: Давайте поиграем в метель. Кто объяснит, что такое метель? (ответы детей: ветер со снегом) Возьмите снежинки за ниточку, давайте на них подуем. Губами делаем трубочку, щеки не надуваем. Выдуваем воздушную струю.

 

  • Дыхательное упражнение «Метель» (сильно-слабо)

 

  • Физкультминутка «Снежинки» (движения по тексту со снежинками)

 

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки   —   балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем  вместе мы в кружок,

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Снегом крыши замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

 

 

  1. Основная часть

Воспитатель: Когда много снежинок собираются вместе, что получается? (ответы детей: снег, снежок, снежный комочек). Мне кажется это следующая подсказка нашего незнакомца. Кладите свои снежинки. Давайте подойдем к столу. Закройте глаза. (воспитатель открывает поднос со стаканчиками, наполненными снегом) Вы догадались, что мы сейчас будем делать? (ответы детей) Мы уже с вами проводили опыты со снегом и наблюдали за ним на участке. И многое знаем о свойствах снега. Давайте вспомни, каким бывает снег зимой в морозную погоду (ответы детей) У меня есть снежный комочек. Будем передавать его друг другу и называть слово.

 

  • Дидактическое упражнение «Какой снег»

(Белый, холодный, легкий, невесомый, непрозрачный, рассыпчатый, скрипучий, серебристый, сверкающий, колючий, блестящий, пушистый, новый, свежий, тяжелый)

 

Воспитатель: Как вы думаете, могут измениться эти свойства снега, если температура воздуха станет теплее. (ответы детей: да) Давайте это проверим. Возьмите себе по стаканчику и садитесь за столы. Сейчас мы познакомимся с новыми свойствами снега.

Дети походят за столы для проведения опытов.

 

  • 1 Опыт

Снег тает от тепла:

Воспитатель: Посмотрите, что происходит со снегом в вашем стаканчике. (ответы детей) Какой теперь снег? Как изменился его цвет, вес, какой он стал наощупь? (ответы детей: он тает, снег становится прозрачным, рыхлым, сырым, тяжелым) Изменились его свойства? (ответы детей: да) Какой можно сделать вывод?

Вывод: Снег тает от тепла и его свойства меняются.

Воспитатель: Мы находимся в теплом помещении. А когда это можно увидеть в природе? (весной, когда оттепель)

 

  • 2 Опыт

Из талого снега можно лепить:

Воспитатель: Сейчас я возьму немного снега и слеплю комочек. (воспитатель лепит снежный комок) Какое свойство появилось у снега, каким он стал? (липким)  Что можно лепить из снега? (ответы детей: разные формы) Какой можно сделать вывод?

Вывод: От тепла снег становится липким и из него можно лепить.

Воспитатель: Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что весной дворники разбивают снежные комья и разбрасывают снег? Как вы думаете, зачем они это делают? (ответы детей) Давайте проведем следующий опыт.

 

  • 3 Опыт

Какой снег тает быстрее:

Воспитатель: У вас на столах есть тарелки. Переложите снег из стаканчика на тарелку и разрыхлите его. А я положу на тарелку снежный комочек, который слепила. Для проведения этого опыта нам понадобится некоторое время. Предлагаю отдохнуть и поиграть. Выходите на ковер. Давайте слепим снеговика.

 

  • Физкультминутка «Лепим мы снеговика»

 

Лепим мы снеговика                                         (имитация лепки снежков)

Из пушистого снежка.

Вот скатали первый ком,                 (наклонившись «катают ком снега»)

Вот такой большущий он.

(разводят руками сверху через стороны вниз)

Ком второй чуть-чуть поменьше,

                                           (то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)

Третий — это голова.                                                (чертят в воздухе круг)

Шляпа будет из ведра.               (над головой ставят ладони, как крышу)

Нос – морковка, а глаза –                       (показывают пальцем нос, глаза)

Два весёлых уголька.

Всё, готов наш снеговик,

У него довольный вид.

Рот смеётся до ушей,                                        (показывают пальцем рот)

Веселит он всех детей.                                                              (улыбаются)

Снеговик вдруг оживает

И ребяток догоняет                                                                 (бег на месте)

 

Воспитатель: Проходите за столы. Посмотрите на снег на тарелках и на мой комочек. Что тает быстрее? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Снег в комке тает дольше.

Воспитатель: Так зачем же дворники разбрасывают снег? (ответы детей: быстрее тает)

 

Смотрите включился наш волшебный экран, Наверно здесь мы найдем последнюю подсказку, чтобы узнать, кто же оставил нам свои вещи.

 

  • ИКТ: «Системный оператор»

Дети с педагогом рассматриваю и обсуждают. Постепенно открываются окошки экрана.

 

3. Снежная туча 6. Люди 9. Улица, двор
1.    Снежинка 4. Снежный ком 7. Снеговик
2.    Лучики, серединка 5.Снежинки 8. Детали снеговика

 

 

  • Гимнастика для глаз

Мы играли,  всё  играли и смотрели мы вокруг

Наши глазки так устали, мы дадим им отдохнуть.

Их закроем на  чуть-чуть, а теперь их открываем

И не  много, поморгаем, закрыли глазки, открыли.

 

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вы уже догадались, кто оставил нам шарф и рукавички? (ответы детей: снеговик) Выходите на ковер. Как вы думаете, почему снеговик оставил нам свои вещи? (ответы детей: скоро весна, он боится растаять, вещи он оставил на хранение) Как мы можем помочь снеговику? (ответы детей) Конечно, грустно расставаться со снеговиком. Но мы с ним обязательно встретимся на следующий год.

 

Подведение итога занятия

Воспитатель: А теперь давайте вспомним

— чем мы занимались на занятии?

— чьи подсказки мы искали? Какие это были подсказки?

— что нового вы узнали о свойствах снега?

Давайте попрощаемся с гостями и пожелаем им всего хорошего. Можете отдохнуть и поиграть.

 

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 2. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — (Программа развития)
  2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 192 с.
  3. Козина И.В. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2010. — 144 с.
  4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми5-6 лет с ЗПР. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 144 с.
  5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима». — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005 — 160 с.: ил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *