«Знакомство детей с историей Руси — одно из средств духовно-нравственного и патриотического воспитания»

«Знакомство детей с историей Руси — одно из средств духовно-нравственного и патриотического воспитания»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Цент развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка»
городского округа Ступино Московской области

Доклад

«Знакомство детей с историей Руси – одно из средств духовно-нравственного и патриотического воспитания».

Воспитатель:

Ковригина Светлана Николаевна

                                                            высшая квалификационная категория

Ступино, 2019г.

 

Проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания, которые стоят перед нашим обществом, и в том числе перед образовательными учреждениями, становятся очень актуальными. Эти проблемы необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели».

Мы живем в очень непростое время. Как нам, педагогам и родителям, сохранить свою духовность, разобраться в той информации, которая обрушивается на нас с экранов телевизора, со страниц газет, и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Ведь любить и беречь можно то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с  развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным и ответственным.

Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? По нашему мнению, это наша многовековая история и культура. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях, обычаях и  правилах, по которым веками жила могучая Россия.

На мой взгляд, духовно-нравственное воспитание на основе знания истории, родной культуры и православных традиций формирует личность ребенка. Оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений маленького человека с миром: на его эстетическое и этическое развитие, мировозрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Хочется поделиться опытом работы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка детского сада №22 «Журавушка» городского округа Ступино Московской области  по знакомству детей дошкольного возраста с историей и культурой России. Основные цели работы детского учреждения по патриотическому воспитанию – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разные исторические периоды, познакомить с его традициями и обычаями, воспитать гражданина и патриота своей страны. Для этого мы рассказываем нашим воспитанникам о том, как жили наши предки, знакомим с легендами и сказаниями о ратных подвигах защитников Руси-матушки – Александре Невском, Дмитрии Донском, о былинных героях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, о добре и зле, о любви к Родине и ближним, о чести и благородстве. Так же дети знакомятся и с русскими национальными традициями, с праздниками, с художественными промыслами, со всеми видами фольклора (сказками, песнями, пословицами, поговоркам, загадками, забавами). Вместе с детьми мы посещаем выставки, краеведческие музеи, где дети изучают предметы быта, одежду, утварь, которыми пользовались наши предки. Наши воспитанники с удовольствием рассматривают оружие и доспехи русских воинов.

В группах мы постарались оборудовать уголки русской избы, в которых дети играют, используя различные старинные предметы быта. Был подобран и оформлен большой дидактический материал по темам «Как жили люди на Руси», «Старинная русская одежда и предметы быта», «Русские традиции и праздники», «Защитники страны», «Народная игрушка и тряпичные текстильные куклы».

Педагоги детского сада своими руками изготовили и смастерили игрушки, пособия, игры, в которые дети играют в самостоятельной деятельность, и которые используются воспитателями и специалистами детского сада в процессе проведения занятий по ознакомлению дошкольников с историей России.

Конечно, такую большую работу, как приобщение детей к истории нашего государства, к нашим историческим корням, невозможно осуществлять без тесного контакта с семьями воспитанников. Поэтому мы привлекаем родителей к сбору краеведческого и познавательного материала, проводим консультации по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания, проводим семинары-практикумы. Родители помогают нам проводить групповые досуги и праздники, оформлять выставки творческих работ.

Деятельность педагогов, направленная на знакомство детей дошкольного возраста с историей страны, безусловно, важна и необходима на современном этапе развития России, которая переживает сейчас противоречивые времена. Эта работа дает возможность формировать у детей познавательный интерес, способствует приобретению ими представлений о нашей национальной культуре, истории, традициях и обычаях своего народа, нормах и правилах морально-нравственного поведения, воспитывает личностные качества ребенка, развивает его творчество, инициативность и самостоятельность.

Мне кажется, что каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно, с достоинством и пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в  мире природы, в мире других людей и народов. Но такое знание и понимание возможно тогда, когда понятно и осмысленно прошлое народа, его история. Вот поэтому просто необходимо знакомить детей с историей нашего государства, с русской культурой, национальными традициями. Знания детей об истории своей страны позволит сформировать у них интерес к ее изучению в будущем.

И в заключение хочу привести слова русского академика Д.С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности! Знание далекого прошлого Отчизны,  многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть подлинные корни подвижнического, мужественного служения интересам родной земли, интересам народа. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу, городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».


«Знакомство детей с историей Руси — одно из средств духовно-нравственного и патриотического воспитания»: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *