«Использование самодельных игрушек и игровых пособий в работе воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»

«Использование самодельных игрушек и игровых пособий в работе воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Цент развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка»
городского округа Ступино Московской области

Доклад

«Использование самодельных игрушек и игровых пособий  в               работе воспитателя группы компенсирующей направленности

для детей с ТНР»

Воспитатель:

Ковригина Светлана Николаевна

                                                            высшая квалификационная категория

Ступино, 2019г.

 

Использование самодельных игрушек и игровых пособий  в               работе воспитателя группы компенсирующей направленности

для детей с ТНР

Из опыта работы воспитателя логопедической группы

МАДОУ ЦРР-д/с №22 «Журавушка»

городского округа Ступино Московской области

С.Н. Ковригиной

(высшая квалификационная категория)

 

В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Наши воспитанники – дети, имеющие тяжелые нарушения речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков),  фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Особенности речевого развития детей с ТНР оказывают влияние формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов, на развитие эмоционально-волевой сферы.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и успешной дальнейшей социализации детей. Поэтому наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы.

Позвольте познакомить Вас с опытом работы педагогов МАДОУ ЦРР-д/с  №22 «Журавушка» городского округа Ступино Московской области по использованию самодельных игрушек и игровых пособий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Сами пособия имеют вид игрушек и это не случайно. Дети, посещающие группукомпенсирующей направленности, с удовольствием идут на контакт с ними. Их привлекает и необычный образ игрушек, и их названия, и возможность поиграть с ними. Используя самодельное пособие, педагог  нетолько удовлетворяет естественую потребность ребенка в игре, но и создает зону психологического комфорта, создает игровую мотивацию к учебной деятельности, которая сохраняется на протяжении всего занятия с детьми. С ребенком можно украсить игрушку ленточками, бантиками, нарядить ее, научиться чему-нибудь у игрушки или исправить ее ошибки, выполнить задания, разгадать загадки, поиграть с ней и т.д. Различные методы и приемоы, учебные ситуации позвляют использовать данные игрушки по-разному в зависимости от того, какие педагогические задачи ставятся и решаются педагогами и детьми, а так же   взависимости от того, какими индивидуальными особенностями обладает каждый конкретный ребенок.

Благодаря данным игрушкам–пособиям решается целый комплекс коррекционно-развивающих и общеобразовательных задач.

Это задачи, связанные с развитием всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи (развитие фонематического восприятия, правильное артикулирование и произношение звуков, развитие выразительности речи, дикции); обогащение, уточнение и активизация лексического запаса; усвоение грамматических норм родного языка; развитие связной речи.

Кроме речевых задач, решаются задачи, связанные с развтием высших психических функций (внимания, памяти, мышления). У детей развиваются мыслительные процессы (классификация, сравнение, обобщение, анализ и синтез), дети учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, развивается общая и мелкая моторика.

Некоторые игрушки-пособия позволяют обучать детей звуковому, буквенному анализу и синтезу слова, слоговому анализу, знакомят с предложением  и его составом. Что в свою очередь помогает подготовить детей к дальнейшему обучению в школе.

Это пособия интересны еще и тем, что позволяют осуществлять взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей, отвечают  принципам развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения. Используя такие игрушки, мы можем постепенно усложнять учебный  материал, опираясь на индивидуальный речевой опыт ребенка, который он приобретает. Можно использовать различные формы работы с этими пособиям: групповую, подгрупповую, индивидуальную, работу в парах.

Одним из таких пособий является игрушка «Говорушка».

Игрушка сделана в виде птички. У нее есть хохолок, веерообразный хвост и полянка, по которой Говорушка любит гулять. На полянку можно выкладывать  дидактический материал, который используется в процессе  занятия с ребенком или с группой детей. Эту игрушку можно украшать, ленточками, галстуками, цветовыми кружками, схемами слов, картинками.

Чтобы у ребенка появилась мотивация к занятию, можно загадать загадку, прочитать небольшое стихотворение или предложить ребенку найти отгадку из предложенных карточек-картинок. Вариантов игровых заданий может быть очень много. Это игры с отдельными звуками, буквами, словами или даже с целыми предложениями. Например, при автоматизации звука «ль» в речи можно предложить ребенку выполнить следующие задания:

  • «Научим Говорушку произносить звук» (артикаляция звука «ль»)
  • «Расскажи о зуке» (характеристика звука «л»
  • «Вылижи букву «Л» (из различных материалов: нитки, ленточки, счетные палочки, пуговицы и т.п.)
  • «Найди правильную букву» (правильную букву обведи, неправильную зачеркни, напиши по клеточкам букву)
  • «Назови слова, в названии которых встречаются звуки» («ль, л») (картинки с мягким звуком положи слева от Говорушки, с твердым – справа и т.п.)
  • «Раздели слово «малина» на слоги» (определение места слога в слове, анализ слогового состава, определение ударного слога)
  • «Составь звуковую схему слова «малина» (определение и состав звуков в слове, качественная характеристика звуков, порядок их следования, ударность)
  • «Составь из букв слово «малина» (добавление лишних букв)
  • «Что готовят из малины?», д/и «Какой, какая, какое?», «Помоги Говорушке сказать правильно» (образование относительных прилагательных)
  • «Расскажи Говорушке, какая бывает малина» (составление словосочетаний)
  • «Составь предложение» (характеристика отдельных слов в предложении: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, маленькое слово-предлог; работа с составом предложения; составление предложений из отдельных слов, по схеме; подбор схемы к предложению, работа с деформированным предложением)
  • «Расскажи Говорушке о малине» (составление описательного рассказа, перессказывание литературного отрывка, разучивание стихотворения, чистоговорки, скороговорки со словом или звуками «ль, л»)

Выполнение заданий сопровождается оформлением игрушки Говорушки дидактическим материалом.

В конце занятия  Говорушка может похвалить детей, подарить им наклейку, фишку, небольшую картинку, звездочку, таким образом, мы мотивируем детей  к следующи занятиям, формируем у них интерес к дальнейшей учебной деятельности.

Еще одно пособие, которое вызывает интерес у детей и с которым они любят заниматься —  игрушка  «Слушарик»

Цель данного игрового пособия: развитие фонематического слуха, слухового восприятия. Мы учим детей слушать звуки вместе со Слушариком. Сначала это неречевые звуки, затем изолированные, потом звуки в слогах, в словах, в речи. С помощью игрушки решаются следующие педагогические задачи:

  1. Обучать детей выделять заданный звук в речевом потоке. Автоматизировать поставленные звуки, обучать дифференцировать их.
  2. Закреплять навык подбора слова (картинки) с заданным звуком, находить место звука в слоге, слове.
  3. Развивать умение выкладывать буквы из отдельных элементов, обозначающие заданный звук. Развивать умение давать характеристику звука. Развивать мелкую моторику руки.
  4. Развивать умения использовать в речи интонационные средства выразительности.

Варианты игр:

Артикуляционная гимнастика

«Дай характеристику звуку»

«Назови слово со звуком»

«Подари Слушарику картинку со звуком»

«Где спрятался звук»

«Выложи букву из ниток»

«Разучивание чистоговорок, скороговорок со звуком»

Игровое пособие «Гусеница»

Вариант первый:

Цель: учить делить слова на слоги, определять их количество.

На первый круг выкладывается слоговая схема слова (один, два, три слога). Дети подбирают картинки, в которых есть указанное количество слогов.

Вариант второй:

Цель: закреплять умение выделять первый звук в слове.

На первый круг гусеницы прикрепляется буква, дети подбирают на последующие круги картинки, в названии которых звук находится в начале слова.

Вариант третий:

Цель: закреплять знания о семи цветах спектра.

Дети подбирают картинки, соответствующие цвету кружка – сигмента гусеницы.

Вариант четвертый:

Цель: развивать внимание, память, мышление.

У гусеницы перепутаны по цвету башмачки, варежки, нарушен порядок расположения кружков – сигментов. Дети должны найти ошибки и исправить их.

Вариант пятый:

Цель: развивать тактильные ощущения.

Кружки – сигменты гусеницы выполнены из разных тканей (бархат, шерсть, хлопок, шелк и т.д.). Дети на ощупь определяют свойства поверхности.

Вариант шестой:

Цель: развитие мелкой моторики рук. (Работа с нитками, шнурками, пуговицами и др.).

В заключении хочу обратить Ваше внимание на то, что в данных пособиях интегрируются задачи всех образовательных областей. Это не только речевое развитие детей, но и социально-коммуникативное, познавательное, физическое и художественно-эстетическое развитие. Такие игрушки-пособия представляет интерес для многих специалистов, работающих с детьми, посещеющими не только коррекционные, но и общеразвивающие группы детского сада.


«Использование самодельных игрушек и игровых пособий в работе воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *