«Как организовать занятие с дошкольниками с использованием здоровьесберегающих технологий»

«Как организовать занятие с дошкольниками с использованием здоровьесберегающих технологий»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Цент развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка»
городского округа Ступино Московской области

Сообщение для педагогов

«Как организовать занятие с дошкольниками с использованием здоровьесберегающих технологий»

 Педагогический час №2 «Физкультурно-оздоровительная

работа в ДОУ»

Воспитатель:

Ковригина  Светлана Николаевна

высшая квалификационная категория    

Ступино, 8 ноября 2018г.

«Как организовать занятие с дошкольниками с использованием здоровьесберегающих технологий»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность

знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Всемирная Организация Здравоохранения.

 Вырастить здорового ребёнка – задача непростая. Здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности. Дошкольный возраст – благоприятное время для раскрытия и «запуска» способностей: в этот период формирование личности происходит наиболее быстро. В период дошкольного детства у ребёнка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

            «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

* формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

*организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

 Здоровьесберегающие технологии  — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые позволяют педагогам решать целый комплекс задач, направленных на всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Коррекционные технологии.

Одним из главных форм обучения и развития ребенка-дошкольника являются занятия. Занятия для малыша – труд, требующий достаточно длительного статистического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, сопряженного зрительными нагрузками. В связи с этим особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые нужно постоянно включать в воспитательно-образовательный процесс.

При проведении оздоровительных мероприятий на занятиях необходимо решение следующих задач:

—  создание адекватных условий для развития, обучения и оздоровления детей;

— сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности на занятиях;

— создание положительного эмоционального настроя и снятие психо-эмоционального напряжения;

— развитие внимания, памяти, творческого воображения.

Факторами успешности решения поставленных задач являются:

— проведение сюжетно-игровых занятий, в которые оздоровительные мероприятия включаются более естественно;

— соблюдение режима смены динамических поз;

— использование различных типов обучения: непрямого, проблемного, опосредованного;

— чтобы не выходить из учебной ситуации, двигательные паузы должны содержать материал, изучаемый на занятии.

Остановимся и более подробно рассмотрим здоровьесберегающие технологии, используемые воспитателями ДОУ при организации и проведении занятий с детьми дошкольного возраста.

Всеми педагогами детских садов  на занятиях используются следующие группы здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. Технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения воспитательно-образовательного процесса. Они основаны на требованиях СанПина (температура в помещении, правильное освещение рабочего места и др.)
  2. Технологии правильной организации воспитательно-образовательного процесса (грамотно составленное расписание, организация физической активности детей – как на занятиях, так и в свободное время).
  3. Наиболее разнообразны и наименее регламентированы психолого-педагогические технологии.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

            Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят.            Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

 Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

            Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами.

Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья.

Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Внедрение новых технологий здоровьесбережения дошкольников требует высокого профессионального мастерства педагогов. Современный педагог дошкольного образовательного учреждения – это неподчиненный  исполнитель инструкций медицинского персонала по оздоровлению, это человек, в обязательном порядке владеющий здоровьесберегающими технологиями и способный  повысить результативность воспитательно-образовательного процесса.

Основой здоровьесберегающей технологии в работе с дошкольниками является соблюдение следующих принципов:

  1. учет возрастных особенностей;
  2. учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
  3. структурирование занятия на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности детей (вводная часть, основная и заключительная часть урока);
  4. осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма дошкольников;

В структуре  занятия, педагогами применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий.

  1. Положительный эмоциональный настрой на занятии снимает страх, создает ситуацию успеха.
  2. Оптимальный темп проведения занятия, демократичный стиль общения позволяют дошкольникам сосредоточиться на занятии, лучше усвоить материал.
  3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной дошкольнику, с учетом его возрастных особенностей.
  4. Наглядность, используемая на занятии, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес детей. В качестве наглядности педагоги в работе с дошкольниками активно используют компьютерные технологии.  Использование компьютера повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником воспитателя  в деле снижения утомляемости дошкольников.
  5.     Смена видов деятельности, разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.
  6. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в работе с дошкольниками большое значение имеют физические упражнения (физминутки) и динамические паузы. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма.
  7. Дифференцированный подход в обучении позволяет каждому ребенку получить от занятия только положительные эмоции, ощущение защищенности и  интереса к образовательной деятельности.
  8. Часто на занятии применяется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает. Дети учатся сотрудничать и взаимодействовать  в процессе совместной деятельности.
  9. Среди педагогов часто применяется игровая технология. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать.  Применение игровых технологий на занятии в комплексе с другими приемами и методами организации  занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
  10. Немаловажную роль в здоровьесбережении обучающихся играет санитарно — гигиеническое состояние помещения для занятий, его освещенность.

В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения: организация и размещение детей на занятии, за рабочими столами с учетом состояния здоровья и особенностями развития, подбор учебного материала и заданий с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей.

В заключении хочется отметить.   Любая здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.  Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с дошкольниками, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *