Методические рекомендации «Организация физического воспитания детей в семье и ДОО. Играем вместе с родителями»

Методические рекомендации «Организация физического воспитания детей в семье и ДОО. Играем вместе с родителями»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Цент развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка»
городского округа Ступино Московской области

 

Методические рекомендации для воспитателей и родителей

 «Организация физического воспитания детей

в семье и ДОО. Играем вместе с родителями»

 старшая группа №7 «Говорушки»

Тематическая неделя здоровья «ЗДОРОВЕЙКА»

(с 25 ноября по 29 ноября 2019 года)

              

Воспитатель: Светлана Николаевна Ковригина

высшая квалификационная котегория

27 ноября 2019 г.

Методические рекомендации для воспитателей и родителей

«Организация физического воспитания детей в семье и ДОО.

Играем вместе с родителями»

Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.

Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Для реализации этой проблемы целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного информирования родителей о способах физического развития дошкольников (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации), но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов – с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря, проведение физкультурных досугов и праздников, туристические походы и т.д.).

Основными компонентами предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды и лыжи. Но большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию постороннего наблюдателя или «контролера».

Невербальный характер организуемой двигательной деятельности делает подвижные игры, физические упражнения и тренинги эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими различный культурный опыт и несхожие педагогические установки. На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия.     Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи.

Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям.

Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений.

Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования.

 

Тест «Какой вы родитель?»

 Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).

  1. Сколько раз тебе повторять? (2)
  2. Посоветуй мне, пожалуйста…  (1)
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)
  4. И в кого ты такой уродился?!  (2)
  5. Какие у тебя замечательные друзья!  (1)
  6. Ну на кого ты похож (а)?   (2)
  7. я в твои годы!..  (2)
  8. Ты моя опора и помощник (ца)!  (1)
  9. Ну что за друзья у тебя?  (2)
  10. О чём ты только думаешь?   (2)
  11. Какая (ой) ты у меня умница!  (1)
  12. А как ты считаешь, сынок  (доченька)?  (1)
  13. У всех дети как дети, а ты…  (2)
  14. Какой  ты у меня сообразительный (ая)!   (1)

 

Оценка результатов:

5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.

8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.

11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

  

Играем вместе с родителями

Подвижные игры

«ВОЛШЕБНЫЙ МЯЧ»

Материал:  мяч

Ход игры:

  1. Сидя на стуле, прокатывать мяч (диаметр 10 – 15 см.) стопами ног поочерёдно вперёд – назад, вправо – влево, по кругу. Катание босыми ногами деревянных или  шипованных мячей (диаметр 4 – 6 см.) в течении 3 минут.
  2. Лёжа на спине или сидя на стуле, поднимать и опускать ноги с зажатым между ступнями мячом (диаметр 15 – 20 см.) (5 – 6 раз)
  3. Сидя на стуле,  перекатывать мячи (диаметр 6 – 8 и 10 – 15 см.) правой и левой ногой от ребёнка к родителю и наоборот.
  4. Ходьба и прыжки с продвижением вперёд, зажав мяч между коленями.

«ИГРАЕМ СО СКАЛКОЙ»

  1. Перепрыгнуть вперёд через опущенную скакалку
  2. Вращать скакалку, сложенную вдвое, только кистью (держа попеременно в правой и левой руке). Подпрыгивать невысоко на двух выпрямленных ногах при ударе скакалки об пол.

 

Подвижные игры с дыхательными упражнениями

«ЖУКИ»

Ребёнок сидит на полу по-турецки, родитель  произносит: « Ж-ж-ж,- сказал крылатый жук, — посиж – ж – ж – у ».

Ребёнок обнимает себя за плечи, произносит: « Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж – ж – ж – ж – у ». Ребёнок и родитель  разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков « ж – ж – ж – ж» (2 – 3 мин).

«МЕДВЕЖОНОК»

Ребёнок ложится на спину, руки – под головой; выполняет глубокий вдох через нос, на выдох  «похрапывает». Родитель  комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» « Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет движения, потягивается, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачивается и ….опять «засыпает, похрапывая».

«ХОМЯЧКИ»

Ребёнок и родитель сильно надувают щёки, «как у хомячков» (дышат через нос ) и ходят по комнате. По сигналу кулачками надавливают на щёки, выпуская при этом воздух через рот «щёки, как у детей». Игра повторяется 5 – 6 раз.

«ЧЕЙ САМОЛЕТ УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ»

Ребёнок и родители располагаются на одной линии; у каждого в руках бумажный самолётик. По команде «запускают» самолётики  как можно дальше (можно поддувать на самолёт не давая ему опускаться).

«МАМА ОБНИМАЕТ МЕНЯ»

Вдох носом, руки, развести в стороны, задерживаем дыхание 3 секунды, выдох обнять себя так крепко, как мама обнимает вас.

 

Закаливающий массаж подошв

 «ПОИГРАЕМ С НОЖКАМИ»

  1. Подготовительный этап

— Мы ходили, мы скакали, наши ноженьки   устали.

Сядем все мы, отдохнем, и массаж  подошв   начнём

(смазать подошвы ног кремом)

На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машины, смазать их необходимо.

  1. Основной этап

— Одной рукой держим ногу, другой поглаживаем.

— Проведем по ножке нежно, будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья нужна, это помни ты всегда!

— Разминка тоже обязательна, выполняй её старательно, растирай, старайся и  не отвлекайся.

— По подошве как граблями, проведем сейчас руками. И полезно и приятно – это всем давно понятно! (погладить граблями)

— Рук своих ты не жалей и по ножкам бей сильней, будут быстрыми они, потом попробуй, догони! (похлопать подошву ладошкой)

— Гибкость тоже нам нужна, без неё нам никуда. Раз сгибай, два выпрямляй, ну активнее давай! (согнуть стопу)

— Вот работа, так работа, палочку катать охота. Веселее ты катай, да за нею поспевай. (катать ногами палку, не сильно нажимать)

— В центре зону мы найдем, хорошенько разотрём, надо с нею нам дружить, чтобы всем здоровым быть. (большим пальцем растираем закаливающую зону  в центре подошвы)

3 Заключительный этап.

(поглаживание стоп)

— Скажем все СПАСИБО ноженькам своим, будем их беречь мы и всегда любить. (посидеть спокойно, расслабившись)

 

Массаж волшебных Ушек

 Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине  и связанным рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж  этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.

  1. Организационный момент «Поиграем с ушками».

(Садимся в круг. Давайте послушаем тишину)

Подходи ко мне дружок

и садись  скорей в кружок.

2.Основная часть.

Упражнения с ушками:

«НАЙДИ  И ПОКАЖИ УШКИ»                                

Ушки ты свои найди и скорее покажи.

(Заводим ладошки за ушки и загибаем их вперёд)

«ПОХЛОПАЕМ УШКАМИ»                                        

Вот так хлопаем ушами.

(Прижимаем к голове, резко отпускаем)                        

«ПОТЯНЕМ УШКИ»                                                 

Сейчас все потянем вниз, ушко ты не отвались!

(Захватываем мочки и потихоньку тянем их вниз, отпускаем)

«ПОКРУТИМ КАЗЕЛОК»                                           

А потом, а потом покрутили казелком.

(Вводим большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимаем казелок, потихоньку сдавливаем и поворачиваем его во все стороны (20-30сек).

«ПОГРЕЕМ УШКИ»                                                    

Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.

(Прикладываем ладони к ушкам и тщательно трём ими всю ушную раковину).          

1-2, 1-2 вот и кончилась игра, а раз кончилась игра наступила ти-ши-на.

  1. Заключительная часть.

(Ребёнок  расслабляется и слушает тишину)

                           

Игровой массаж для закаливания  дыхания

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Его суть заключается в выполнении комплекса игровых упражнений  с носом.

«ПОИГРАЕМ С НОСИКОМ»

  1. Организационный момент

Подходи ко мне дружок, и садись скорей в кружок.

«НАЙДИ И ПОКАЖИ НОСИК»

Носик ты скорей найди  его  маме (папе)  покажи.

  1. Основная часть

Игровые упражнения с носиком:

«ПОМОГИ НОСИКУ СОБРАТЬСЯ НА ПРОГУЛКУ»                    

Надо носик очищать, на прогулку собирать.

(Ребёнок берет носовой платок (салфетку) и очищает свой нос)

«НОСИК ГУЛЯЕТ»                                                                        

Ротик ты свой закрывай, только с носиком гуляй.

(Предлагаем ребёнку закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и дышать носиком)

«НОСИК БАЛУЕТСЯ»                                                                

Вот так носик – баловник! Он шалить у нас привык.

(На вдох оказываем сопротивление носу, надавливая указательным пальцем  на крылья  носа)                                    

«НОСИК НЮХАЕТ ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ»                                    

Тише-тише, не спеши, ароматом подыши.

(Выполняем 10 вдохов – выдохов через правою и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем)

«НОСИК ПОЁТ ПЕСЕНКУ»                                                    

Хорошо гулять в саду и поёт нос «ба-бо-бу».

(На выдох постукиваем указательными  пальцами по крыльям носа и поём «ба-бо-бу»)

«ПОГРЕЕМ НОСИК»

(На переносицу указательными  пальцами трём крылья носа, растирая вверх вниз)                    

Надо носик нам погреть, его немного потереть.

  1. Заключительный этап

«НОСИК ВОЗРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ»                                            

Нагулялся носик мой, возвращается домой.

(Ребёнок  убирает платочки, показывает, что его носик вернулся).

 

Массаж лица для профилактики ОРВИ

— поглаживание лба, щёк, бороды

— массаж кожи под глазами 1минуту, поглаживание и растирание

гайморовых пазух

— поглаживание крыльев носа 1 минуту

— заушный массаж «вилочка»

— «морзянка» по носу

— массаж нёба языком, затем высунуть язык до бороды

 

Точки, которые следует массировать при ОРЗ

 Точка 1. Она связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение (15раз в одну сторону и 15раз в другую сторону)

Точка 2. Регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям  (15 раз в одну и 15 раз в другую сторону)

Точка 3. Область коренных клубочков нижней челюсти. Контролирует химический состав крови. (15раз только в одну сторону)

Точка 4. Шейный узел надо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регуляторами деятельности сосудов головы, шеи, туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата (15 раз)

Точка 5. Она расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка.

Точка 6. Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит (по 15раз в каждую сторону)

Точка 7. Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга (по 15раз в каждую сторону)

Точка 8. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярного аппарата (по 15 раз в каждую сторону)

Точка 9. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этой точки нормализуются многие функции организма. Большой палец  в центре ладони, а указательным массировать тыльную сторону ладони между указательным  и большим пальцами. Массаж надо делать 3раза в день.

 

 НИТКОТЕРАПИЯ

Ниткотерапия – одна из здоровьесберегающих технологий. Такой вид нетрадиционной здоровьесберегающей технологии, как ниткотерапия способствует развитию у детей:

  • мелкой моторики пальцев рук;
  • сенсорного восприятия;
  • речи;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

Существует множество способов и приемов работы с нитками в детском саду. В работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую  следующие:

— выкладывание контуров предметов, узоров, цифр и букв, рисунков и картинок;

— аппликация из ниток;

— заполнение готового контура нарезанными или цельными нитками;

— плетение косичек;

— наматывание клубочков;

— изготовление кукол и игрушек.

Занятия с нитками носят игровой, занимательный характер. Выполнять работы с нитками можно как с целой группой, так и индивидуально. Дети обладающе наиболее совершенными навыками работы с нитками могут заниматься в парах с детьми, навыки которых еще недостаточно развиты.

Каждое занятие с детьми с использованием ниткотерапии — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Занятия с нитками сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.

Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут таких занятий. И это большое счастье, когда видишь сияющие детские глаза и знаешь, что приносишь радость и счастье в детские сердца!

Пробуйте, и у вас обязательно всё получится!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *