ООД «Мастерская кукол»

ООД «Мастерская кукол»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Цент развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка»
Ступинского муниципального района

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности

«Мастерская кукол»

подготовительная к школе группа №7 «Говорушки»

(познавательное развитие детей)

 

 

 

Воспитатель:

Ковригина  Светлана Николаевна

высшая квалификационная категория    

 

 

 

 

 

Ступино.

Организованная образовательная деятельность  «Мастерская кукол»

Подготовительная к школе группа

 

Цель: Закреплять знания детей о текстильных народных куклах. Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе изготовления куклы «Куватки».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программные задачи:

Познавательное развитие детей:

— формировать у детей представления об историческом прошлом России, учить видеть историю вокруг себя;

— развивать познавательный интерес к отечественным обычаям и традициям, расширять кругозор;

— закреплять знания детей о русских куклах: «Зерновушке», «Столбушке», «Пеленашке», «Каше», «Десятиручке»;

— формировать у детей представление о целостности картины мира и взаимосвязях между предметами и явлениями на примере куклы «Куватки»;

—  познакомить детей с процессом  изготовления куклы «Куватки» с помощью схемы и соответствующих материалов;

— развивать любознательность, интеллектуальные способности детей.

Социально-коммуникативное развитие детей:

— формировать гражданские и патриотические чувства (любовь к Родине, ее культуре, уважение и гордость к достижениям своего народа);

— приобщать к общественным нормам взаимодействия с другими людьми (сдержанности, выдержке, уважения, нравственно-моральным нормам поведения) в процессе игровой, познавательной и продуктивной деятельности;

— воспитывать желание делать игрушки в подарок для окружающих  (родителей, близких людей, детей младших групп);

— воспитывать ценностное отношение к чужому и собственному труду, его результатам;

— закреплять навыки безопасного поведения в группе и в процессе работы с ножницами.

Речевое развитие детей:

— развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности;

— развивать все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, совершенствование произносительной стороны, связной речи);

— закреплять умения делить слова на слоги.

Художественно-эстетическое развитие детей:

— воспитывать эстетические чувства;

— приобщать детей к словестному исскусту с помощью художественной литературы (сказок, загадок);

— развивать детское творчество, фантазию, воображение;

— развивать  умение детей передвигаться под музыкальное сопровождение в группе.

Физическое развитие детей:

— укреплять психофизическое здоровье детей;

— создать радостное настроение в процесс совместной деятельности;

— развивать физические качества детей (общую и мелкую моторику, умения контролировать свои действия).

Предварительная работа (совместная деятельность взрослых и детей):

  1. Чтение и рассказывание русских народных сказок.
  2. Рассматривание макета русской избы.
  3. Рассматривание разных видов текстильных обрядовых кукол: «Куватки», «Зерновушки», «Десятиручки», «Столбушки», «Каши», «Пеленашки».
  4. Рассматривание иллюстраций по темам «Как жили наши предки», «Одежда Россиян», «Быт и обычаи нашего народа».
  5. Обогащение словаря: объяснение лексического значения названий текстильных обрядовых кукол.
  6. Работа с кругами Луллия (индивидуальная и подгрупповая).
  7. «Лестничная педагогика» — знакомство с русскими народными сказками.
  8. Работа с родителями – домашнее задание по теме «Игрушки»

Материал к ООД:

  • Клубочек ниток
  • Презентация на ноутбуке «Системный оператор «Кукла», ноутбук.
  • Иллюстрации кукол («Столбушка», «Зерновушка», «Каша», «Десятиручка») для зрительной гимнастики
  • Опорная схема изготовления куклы «Куватки»
  • Макет избы
  • Схема совместной деятельности (мнемодорожка)
  • Иллюстрации по сказкам (на коромыслах)
  • Подносы с текстильным материалом, нитками, ножницами
  • Музыкальная фонограмма, магнитофон.

Методы и приемы:

Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение, вопросы.

Наглядные методы: иллюстративный и предметный материал. Опорная схема, мнемодорожка, ИКТ (презентация «Кукла»).

Практические методы: показ изготовления куклы с помощью опорной схемы.

Проблемно-поисковые методы: исследовательский, эвристический.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Приемы ТРИЗ И РТВ (системный оператор, «раньше-сейчас»).

Методика психомоторного раскрепощения В.Ф. Базарнова: ориентиры со зрительными метками, коромысла.

Учебно-познавательная деятельность (самостоятельная и под руководством воспитателя).

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнение на согласование речи и движений.

 

Ход ООД

 

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Вот и настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что все мы сегодня здесь, все вместе. Мы спокойны и добры. Мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. Выдохните через ротик все обиды, злобу, и огорчения.

Давайте поприветствуем новый день!

Речевая и пальчиковая гимнастика

Здравствуй, солнце золотое!             Дети пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое!                           «здороваются» с пальцами левой, Здравствуй, вольный ветерок!                    похлопывая кончиками, начиная

Здравствуй, маленький дубок!                    с больших пальцев.

Мы живем в одном краю —                           Переплетают пальцы в «замочек»

Всех я вас приветствую!                              и поднимают руки над головой.

 

Воспитатель: Я знаю, вы любите отгадывать загадки. Послушайте новую:       Легкий,

Круглый

И за хвост не поднять? (клубок ниток.)

Правильно, клубок ниток (воспитатель достает клубок, показывает). Этот клубочек не простой. Он из сказки. Вспомните сказки, в которых встречается клубок ниток. А помогут нам в этом иллюстрации к сказкам на коромыслах (дети рассматривают иллюстрации к сказкам и называют их: «Гуси-лебеди», «Царевна – лягушка», «Марья-Моревна», «Финист-ясный сокол»).

Воспитатель: Как вы думаете, для чего в сказках героям был нужен клубочек? (Чтобы показывать путь, вести за собой.) Давайте отправимся за клубочком и  посмотрим, куда он нас приведет.

Дети, взявшись за руки, под музыкальную фонограмму передвигаются в зону макета избы.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите, куда нас привел клубочек. (К избе, к игрушкам.)

Игрушки старинные. В них играли наши предки. С этими игрушками вы уже знакомились. Вспомните, как они назывались и для чего были нужны.

Дети рассказывают о видах кукол (обереги, игровые, обрядовые) и уточняют их названия: «Столбушка», «Пеленашка», «Десятиручка», «Зерновушка», «Каша».

Воспитатель:  Я предлагаю вам сейчас рассмотреть старинную куклу «Куватку» на нашем волшебном экране.

Работа с системным оператором (презентация «Кукла Куватка»)

          Воспитатель: Если рассмотрим что-то, это что-то из чего-то. Давайте поместим  нашу куклу в середину экрана. Посмотрите на нее внимательно и скажите, катие части есть у «Куватки»? (голова, руки, юбка) Как вы думаете, из чего изготавливали эту куклу? (ответы детей постепенно появляютсся в определенной части   экрана). А где наши предки брали эти материалы? Как в нее играли дети, и где она хранилась в доме? В какие игрушки вы играете сей час, и чем они отличаются от старинных кукол? Назовите части современной кулы (голова, руки, ноги, туловище, проводки, батарейки, лампочки, выключатель). Как вы думаете, где сегодня можно встретить вот такую старинную куклу? (в музее игрушек).

ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ БУДУЩЕЕ
НАДСИСТЕМА Лес

Одежда

Комната в избе Музей игрушек
СИСТЕМА Ткань

Клубочек

Полено

Трава

Сено

 

 

«Куватка»

 

 

Современная кукла

ПОДСИСТЕМА Нитка

лоскут

Части «Куватки»: голова, руки (скрутка), юбка Части современной куклы

 

Воспитатель: Посмотрите, все части экрана мы открыли. Как много нового и интересного узнали о простой текстильной кукле.

Давайте отдохнем. Вставайте по центру ковра. Я буду называть названия знакомых вам кукол, а вы находить их в углах нашей группы. Поворачиваться к ним нужно прыжком. Теперь  поворачивайтесь к кукле, которую я назову, и отхлопывайте ее название по слогам (стол-буш-ка, зер-но-вуш-ка, ка-ша, де-ся-ти-руч-ка).

Звучит музыкальная фонограмма.

Воспитатель: Слышите, музыка. Наверное клубочек опять зовет нас за собой. Возьмитесь за руки, последуем за ним. (дети под музыкальное сопровождение передвигаются к столам с подносами, на которых лежат заготовки для куклы, схема изготовления, подносы накрыты тканью)

Воспитатель: Закройте глаза (открывает подносы). Куда привел нас клубочек? Для чего нужны эти материалы? (для изготовления куклы)

Молодцы, догадались. Открываем мастерскую. Подумайте, для кого можно смастерить куклу? (для друзей, родителей, родственников) Давайте сделаем куклу «Куватку» в подарок детям младшей группы.

Мастерская кукол

Делать куклу мы будем все вместе. А поможет нам в этом вот такая схема (рассматривают схему изготовления куклы). Сначала подготовим наши пальчики.

Массаж пальцев «Дружба»

Дружат в нашей группе                     Руки в «замок».

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим                                 Растирание ладоней.

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.                      Поочередное массирование пальцев

Пять, четыре, три, два, один.                       сначала на одной руке, потом – на                           другой.

Воспитатель: Давайте вместе попробуем сделать куклу для малышей? А поможет в этом вот такая схема (воспитатель и дети рассматривают схему изготовления куклы «Куватка» и приступают к работе).

Этапы работы:

  1. Складывается (скручивается) ткань от двух противоположных краев к центру (2 ребенка)
  2. Складывается пополам (1 ребенок)
  3. С помощью ниток намечается шея. Нить накручивается (1 ребенок)
  4. Завязываются узелки (1 ребенок)
  5. Вкладывается скрутка (1 ребенок)
  6. Намечается талия. Нить накручивается (1 ребенок)
  7. Завязываются узелки (1 ребенок)
  8. На куклу надевается фартук (1 ребенок)
  9. Кукла украшается косичками из ниток (1 ребенок)

Кукла изготавливается поэтапно. Дети выполняют работу по очереди. Воспитатель объясняет и помогает детям.   Для выполнения более сложного этапа работы (скручивание ткани, завязывание узелков) воспитатель приглашает детей с более развитыми навыками. Дети так же могут выполнять некоторые этапы работы в парах, помогая друг другу.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Посмотрите, какая яркая, аккуратная и красивая кукла у нас получилась. Придумайте ей имя (дети называют куклу каким-нибудь именем.) Я очень надеюсь, что наша кукла понравится малышам,  и они будут с удовольствием  играть в нее.

Релаксация.

Воспитатель: Подойдите к доске. Вспомните, чем мы сегодня с вами занимались? (подводится итог с помощью мнемодорожки).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *