«Особенности оформления проектов. Деловая игра «Профессионалы»

«Особенности оформления проектов. Деловая игра «Профессионалы»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка»
городского округа Ступино Московской области

«Особенности оформления проектов»

 Сообщение на совете педагогов №3

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей детей в процессе реализации проектной деятельности»

с выполнением практических заданий  воспитателями

Деловая игра «Профессионалы»

Воспитатель:

Ковригина Светлана Николаевна

высшая квалификационная категория

Ступино, февраль 2020 г.

 

Цель: систематизировать  знания воспитателей по оформлению и презентации любого вида проекта.

Задачи:

— совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;

— повышать методический уровень;

— способствовать творческому поиску и креативному мышлению.

Форма проведения: деловая игра «Профессионалы»

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, совершенствования педагогических технологий.

В ФГОСе дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 г. прописано, что необходиморазвивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни у каждого воспитанника должна быть сформирована совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых ему для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности поотношению к объектам реальной действительности. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и   нерационально.   На помощь воспитателю приходят инновационные технологии.  Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни сталатехнология проектирования или метод проектов.

Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса. Именно эта технология позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольника.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог ставит перед детьми какую-то задачу, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения. Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

В целях повышения качества обучения и воспитания, а также выполнения программ дошкольного образования педагоги нашего детского сада активно осваивают и используют данную технологию. Сегодня мы подведем небольшие итоги по использованию метода проектов, обменяемся опытом своей работы.

Как вы знаете, существует несколько видов проектов. Многие виды проектов вы используете в работе с детьми, и мне бы хотелось вместе с вами уточнить и систематизировать  наши знания о характерных особенностях каждого вида, активизировать ваши умения по составлению, оформлению  любого проекта.

Для сначала, предлагаю Вам разделится на команды, и выполнить небольшие задания, направленные на определение Ваших знаний об основных видах проектов и их отличительных характеристиках. А оценивать нашу игру будет старший воспитатель Сидякина Татьяна Валерьевна. За каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце игры мы подведем итоги и объявим победителей.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОФЕССИОНАЛЫ»

 Задание №1: Сформулируйте определение метода проектов.

Ме́тод прое́ктов это:

— это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.                                                  проф. Е. С. Полат

— это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого – либо продукта или явления.                                                        М. В. Моисеева

— метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели ее практическом достижении. Не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может быть межпредметным.                                                                    И. С. Сергеев

— метод (технология) саморазвивающего обучения.         Г. С. Селевко

— технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.                                    Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова

— способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.                                                               Н. А. Виноградова

— система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.                                        А. А. Хромов

— система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.         М. В. Чанова

— комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого-либо продукта или явления.                                                       М. В. Моисеева

— педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.                                   Л. Л. Тимофеева

Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Проект – это 5 «П»:

  • Проблема (что хотим изменить, что не устраивает? Почему? – не знают, не умеют…  и т.п.)
  • Проектирование (поэтапная разработка конкретных шагов – что и когда планируется предпринять для решения проблемы)
  • Поиск информации (реализация проекта) и ресурсов (взаимодействие с родителями, другими специалистами, социальными партнерами)
  • Презентация продукта (конечный результат проектной деятельности: праздник, спектакль, открытый показ, выставка, конкурс, рассказ, буклет, газета и т.п.)
  • Портфолио (весь собранный материал и наработки по проекту)

Задание №2: Кто из ученых и педагогов разрабатывал и внедрял технологию проектной деятельности, назовите авторов. 

  1. Основные идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и его ученик У.Кил-Патрик (американские ученые 20-е гг. XX в.)
  2. П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина (отечественные педагоги ХХ в.)
  3. Н. А. Виноградова Е. П. Панкова «Образовательные проекты в детском саду»
  4. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»
  5. Н.А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»
  6. Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»
  7. О. Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду»
  8. Л. Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике»
  9. Л. В. Михайлова–Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада» и др.

Задание №3 Что является основным для начала реализации любого проекта и что определяет его направленность? Выберите из предложенных вариантов

  1. Проблема в развитии детей
  2. Участники проекта
  3. Цель, задачи, мероприятия, результат
  4. Актуальность проекта

Задание №4 Назовите основные виды проектов, которые используются в ДОО, чем они отличаются друг от друга?(каждой команде предлагается рассказать об одном виде проекта)  

  1. Исследовательский проект или опытно-экспериментальный

Цель: формирование познавательной активности, самостоятельности.

Результат: новое знание о педметах, объектах, явлениях окружающего мира, их характеристиках и свойствах.

Ценность: формируется познавательная активность в ходе проведения наблюдений, экспериментов, опытов за объектами окружающего мира.

Итоговое мероприятие: проведение опытов экспериментов, наблюдений, выдвижение предпроложений, гипотез и подтверждение или опровержение их в процессе практической деятельности.

Возможная форма презентации: доклад,  модель, схема, календарь, дневник наблюдений.

Использовать исследовательские проекты целесообразно в старшей и подготовительной к школе группах.

  1. Творческий проект

Цель: создание творческого продукта.

Результат: творческий продукт.

Ценность: в процессе создания творческого продукта развиваются творческие способности, формируются умения планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Формируются предпосылки универсальных учебных действий.

Форма продукта: концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка.

Возможная форма презентации: выставка, утренник, спектакль.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт. данный вид проекта используется во всех возрастных группах.

  1. Ролевой или игровой проект

Цель: решение проблемных ситуаций в игре.

Результат: осознание проблем в игровой ситуации.

Ценность: ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре.

Форма продукта: игра.

Возможная форма презентации: фильм, альбом, портфолио.

Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные его характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.

Подобные проекты доступны детям подготовительной группы.

  1. Информационный проект

Цель: сбор и представление информации.

Результат: полная и достаточная необходимая информация.

Ценность: формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме.

Форма продукта: книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей и пр.

Возможная форма презентации: доклад, экскурсия, утренник.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Информационные проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью. При работе с дошкольниками над подобными проектами следует учитывать, что дошкольник не умеет читать, не владеет компьютером. Следовательно, не всю информацию он может донести. Кроме того, дети дошкольного возраста эмоциональны, а значит, в первую очередь запомнят яркую, берущую за душу информацию. При необходимости прочитать статью, сделать доклад ребенку могут помочь родители, старшие братья и сестры. Однако рассказывать придется самому ребенку – с опорой на фотографии в буклете, газете и пр. Следовательно, текст должен быть доступным (лучше, если это будет запись рассказа самого ребенка, т. е. его интерпретация полученной информации). Нельзя чтобы текст преобладал над наглядностью. Рассказ лучше оформить крупными печатными буквами, чтобы в дальнейшем ребенок сам смог прочитать его.

Такие проекты доступны  детям средней, сташей и подготовительной группы.

  1. Познавательный проект

Цель: познакомить с новым знанием (или уточнение, углубление и систематизация уже имеющихся).

Результат: новое знание о педметах, объектах, явлениях окружающего мира.

Ценность: формируется познавательная активность, любознательность, интерес к новому или расширяются, систематизируются и закрепляются знания детей, полученные ранее.

Итоговое мероприятие: итоговое занятие, игра-викторина, тестовые задания.

Возможная форма презентации: доклад,  презентация, опросники, анкеты, тесты, диаграмы, выявляющие уровень знаний детей.

Используются во всех возрастных группах.

Задание №5 У Вас есть проблема в развитии детей, которая заключается в следующем:

  1. В ходе беседы с детьми о полезных свойствах ягод воспитатель обнаружил, что дети группы не знают названия некоторых садовых и лесных ягод, не умеют их различать и не знают, как можно их использовать.
  2. При рассматривании иллюстраций насекомых, дети группы заинтересовались необычным видом некоторых из них (палочник, божья коровка, кузнечик и др.). У дошкольников появилось много вопросов (где живут, чем питаются эти насекомые, и почему у них такой внешний вид, у кого и где можно об этом узнать). Вместе с детьми было принято решение узнать о необычных насекомых побольше и поделиться новой информацией друг с другом.
  3. Наблюдая за игрой детей в «Магазин», воспитатель обратил внимание на неумение детей взаимодействовать друг с другом. Возникали ситуации спора и конфликта при распределении ролей. Дети не знали, как выстраивать диалоги и обращения друг к другу, некоторые дети нарушали правила игры и не могли самостоятельно разрешить проблемные ситуации.
  4. В детском саду был объявлен конкурс на праздничное оформление группы к новому году. Воспитатель обратился к детям с вопросом: «Как украсить группу, чтобы победить в конкурсе?»
  5. При рассматривании семян кабачка, воспитатель спросил у детей «Как вырастить их них кабачок, что для этого необходимо и сколько нужно времени, чтобы собрать урожай». Большинство детей затруднилось ответить на эти вопросы. Вместе с детьми было принято решение посадить семена на грядке детского сада весной и понаблюдать за ростом кабачка, чтобы узнать о том, какие условия необходимы для его роста. Результаты роста и развития растения дети решили фиксировать в альбоме наблюдений.

Определите вид проекта, его цель и итоговое мероприятие. Придумайте название или тему данного проекта. В какой возрастной группе можно использовать этот проект?

(познавательный, информационный, ролевой, творческий, исследовательский)

Задание №6 Какие этапы работы над проектом вы знаете, охарактеризуйте каждый этап

  1.       Подготовительный этап (На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Знакомит педагогов, специалистов и родителей детей с проблемой, целями и задачами проекта, оборудует развивающую среду, подбирает методическое сопровождение данного проекта)
  2. Организация проектирования или введение детей в проблемную ситуацию (Воспитатель вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи. На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Составляет план деятельности. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей и дополнение задач проекта детьми)

 III. Проектирование или реализация проекта (Поводятся мероприятия, направленные на формирование разнообразных знаний, умений и навыков. детей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта)

  1. Заключительный этап или презентация проекта (Педагог готовит итоговое мероприятие (презентацию) по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности)
  2. Оформление проекта. (Подведение итогов проекта. Воспитатель формулирует выводы о реализации данной проектной деятельности)

Задание №7 Какие разделы, используются при оформлении проекта, расставьте их в хронологическом порядке

Титульный лист

Паспорт проекта

Выявление проблемы

Актуальность

Основная образовательная область

Цель

Задачи

Образовательные области

Предполагаемый  результат

Основные методы и приемы

Практическая значимость проекта

Итоговое мероприятие

Этапы:

1) Подготовительный

2) Введение детей в проблему ситуацию

3) Реализация проекта

4) Заключительный

Список использованной литературы

Приложение

Задание Итоговое (практическое) Оформите проект на тему:

«Лекарственные растения» (Информационный)

«Животные жарких стран» (Познавательный)

«Мы пассажиры» (Ролевой)

«Герои любимых сказок» (Творческий)

«Снежинка» (Исследовательский)

Опишите паспорт проекта, проблему, определите цель и задачи проекта, его итоговое мероприятие.

Рефлексия, подведение итогов игры, определение победителей.

          Источники информации

  1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Изд.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014
  2. Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» Изд.: Творческий центр СФЕРА Москва 2006
  3. А. И. Буренина Л, И, Колунтаева «Проектирование интегративной программы предшкольного образования» Изд.: Санкт – Петербург 2007
  4. Л. В. Михайлова – Свирская «метод проектов в образовательной работе детского сада» Изд.: Москва «Просвещение» 2015
  5. Н. А. Виноградова Е. П. Панкова «Образовательные проекты в детском саду» Изд.: Айрис пресс Москва 2008
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. – сост: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
  7. О. Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду» Изд.: Москва «Скрипторий2003» 2011
  8. Л. Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике» Изд.: Творческий центр СФЕРА Москва 2010
  9. http://www.maam.ru/detskijsad/vnedrenie-v-pedagogicheskii-proces-dou-lichnostno-orientirovanoi-modeli-vzaimodeistvija-pedagoga-s-detmi-odno-iz-uslovii.html
  10. http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-metoda-proektov-v-rabote-s-doshkolnikami.html
  11. http://festival.1september.ru/articles/631285/
  12. . https://www.litmir.co/br/?b=221441&p=1

13.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82

  1. https://www.litmir.co/br/?b=221441&p=2
  2. Автор: Кочкина Наталья АльбертовнаКнига: «Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие» https://www.litmir.co/br/?b=221441&p=3
  3. https://www.litmir.co/br/?b=221441&p=5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *